ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Историческая справка

Много лет назад на месте села Верхнее Санчелеево росли пышные леса. Через эти леса протекала большая река Соколка.

Наше село существует свыше 300 лет. Первыми поселенцами были люди из Пензы. Их было 10 семей (мордва). Они поселились на берегу реки Соколки. Постепенно стали селиться и русские. На северо-западе жили мордва, на юго-востоке — русские.

Люди жили в маленьких домиках, покрытых соломой. Село стали называть по имени реки Соколки. Леса постепенно вымирали, много вырубалось на дома и дрова. Река стала мелеть, но село развивалось и крепло. Первым старостой села был Гришин М.М.; полицейский -Яшаркин Пётр.

Самым богатым в селе до революции 1917 года был купец Федулов, который имел несколько магазинов. Простой же крестьянин арендовал землю у богатых и платил 30 рублей за десятину. Некоторые крестьяне имели свою землю. Эта земля называлась « душевым наделом». За неё платили от 3 до 7 рублей.

В селе была деревянная церковь, которую в 1896 году решили заменить каменной. Новую церковь строили в течение 10 лет. На её постройку и поповский дом ушло 1 600 000 кирпичей. Строили церковь на деньги сельчан.

До революции в селе было 2 школы: земская и церковно-приходская. Учителями в них были И.С. Николаев и В.Я- Ямбикова. Обучение в обеих школах было 3-х летним. В классе обучалось по 25-30 человек. После событий 1917 года в селе организовали Сельский Совет во главе с Матановым Андреем, а весной крестьянам делили землю. Но в Гражданскую опять губернию оккупировали белочехи. В селе находился отряд красноармейцев. Все сельчане ходили посмотреть на чудные пушки. Долго отряд отбивался от белочехов, которые наступали из Нижнего Санчелеева, но силы были не равные и отряд отступил в Мелекесс.

Начался набор в белочешскую армию. Но сельчане постоянно срывали эту кампанию. В октябре 1918 года был освобожден Ставрополь от интервентов, и в село вернулась Советская власть. Председателем Сельского Совета остался Матанов. Большую помощь ему оказывали коммунисты Буцаев Михаил Гаврилович, Ведяшев Михаил Егорович.

В 1918 -1919 г.г. был создан «Комитет бедноты», который через сельскохозяйственный банк помогал крестьянам в приобретении скота и сельскохозяйственного орудия. Возглавлял этот комитет Карандышев Г.И.

В 1919 году село пережило движение «Чапанка». Вооруженная толпа со стороны Нижнего Санчелеева ходила по домам, собирала себе силы на подавление революции. Сельский Совет был разрушен, коммунистов Буцаева и Матанова приговорили к смерти. Весть о казни разлетелась быстро по селу. На деревенскую площадь стекалась вся деревня. Спасли несчастных сами сельчане. В самый последний момент, когда они прощались с жизнью, из толпы вышел Варламов Иван Иванович и закричал: «Братцы! Не надо их убивать! Они же народом избраны!» И здесь толпа взорвалась. Все дружно защищали коммунистов, некоторые готовы были умереть вместе с ними. Приговор отменили, и позже люди увидели, что Матанов поседел. Ведяшев участвовал в подавлении мятежа и был убит в селе Узюково. " Коллективизация в селе проходила в ожесточенной борьбе с кулаками. До революции было не мало крупных хозяйств, имеющих большие участки земли: Федулов А., Асташкин, Басаев, Корчагин и другие. Они всячески сопротивлялись новой власти и её законам. В 1929 году был подожжен дом Вечканова Дмитрия Николаевича, потом в него стреляли из ружья.

Коллективизация в нашем селе прошла в 1929 году. Уполномоченным райкома в нашем селе был Воронков Андрей Федорович - 25-тысячник. Прошло три бурных собрания, пока не организовали колхоз «Путь к социализму» и главой колхоза не избрали Голованова Евгения Андреевича. Весной 1930 года было уже 750 хозяйств.

В 1933 году колхоз разделился на два колхоза: «Путь социализма» (мордва) и «Молотова» (русские). Возглавили их соответственно - Вечканов Д.И. и Воронков А.Ф. В посёлке Вечкановка Верхне-Санчелеевского сельского Совета был образован колхоз «Искра Ленина», Самым тяжелым годом для колхозов был 1933 год - голодный год. Много скота, лошадей погибло от бескормицы.

В 1931-1932 г.г. в село пришли трактора из Америки и два автомобиля ГАЗ. В 1937 году-самые богатые урожаи - по 15 кг выдавалось на трудодень.

Вечером 22 июня 1941 года пошёл сильный дождь, сельчане отдыхали после трудового дня. В окно Ведяшевых постучали: «Бери военный билет, война!» Это слово поразило как молния. А до этих грозных дней село Верхнее Санчелеево прославил пилот дирижабля «СССР В-6» Иван Паньков, который со своими товарищами собирался спасти 4-х папанинцев на дрейфующей станции «Северный полюс». Девять месяцев ветры и течение носило по Северному Ледовитому океану льдину с исследователями и учеными, которые изучали Северный полюс. Льдина трескалась и ученые были в опасности. Самолеты были бессильны в этих условиях и тогда решили послать дирижабль. До конца боролись со стихией отважные спасатели. Но дирижабль улетел и разбился, среди комсомольцев-дирижаблистов был и наш земляк Иван Паньков — упорный, упрямый, самозабвенный, невероятно трудолюбивый.

«Советские люди всегда придут на помощь своим товарищам, они будут делать все, если надо — отдадут свои жизни, чтобы помочь в беде», - писал Паньков.

В селе помнят отважных ребят, мужчин. Их фамилиями названы улицы села — улица Вечканова и улица Ведяшева. А наша средняя школа носит имя Ивана Панькова. Здесь оформлен музей, посвященный ему.

Сейчас мы настолько привыкли к космическим полетам, что даже забываем, какой корабль и кто из космонавтов находится в данное время на орбите. В тридцатые годы освоение воздушного пространства было у всех на устах, и если сейчас каждый школьник знает слово «космонавт», то в тридцатые годы говорили «аэронавт», что значит «воздухоплаватель». Валерий Чкалов был национальным героем, летчики — самыми привилегированными
членами общества, у них была самая красивая форма, а курсанты авиационных училищ считались самыми завидными женихами. Словом, как в песнях: «Первым делом - самолеты» или «А вместо сердца - пламенный мотор». :;

В 1937 году наша страна установила в Центральной Арктике дрейфующую станцию « Северный полюс». Девять месяцев советские люди, прильнув к примитивным приемникам, внимательно следили за работой четверки полярников: начальника станции Ивана Папанина, гидробиолога Петра Ширшова, магнитолога Евгения Федорова и радиста Эрнста Кренкеля.

1 февраля 1938 года Папанин радировал: «В результате шестидневного шторма в 8 часов утра в районе станции льдину разорвало трещинами от полметра до пяти. Находимся на обломке поля длиной 300 шириной 200 метров. Отрезаны две базы, даже технический склад с второстепенным имуществом. Из затопленного хозяйственного склада все спасено.

Наметилась трещина под жилой палаткой. Будем переселяться в снежный дом. Координаты сообщу дополнительно...»

8 февраля со станции «Северный полюс» приходит новая радиограмма: «В районе станции продолжает разламывать обломки полей протяжением не более 70 м. трещины от 1 до 5 метров, разводья до 50. Льдины взаимно перемещаются. До горизонта лед 9 баллов. В пределах видимости посадка самолета невозможна. Живем в шелковой палатке на льдине 50 на 30 метров...»

Положение становилось угрожающим. Для спасения папанинцев была создана специальная правительственная комиссия во главе с А. Микояном. Чтобы снять героев с льдины, направили мотопарусную шхуну «Мурманец», ей в помощь направили самые мощные в ту пору ледоколы «Таймыр» и «Ермак». Были привлечены лучшие полярные летчики, но что смогут самолеты? Сесть на большую соседнюю льдину и на резиновых байдарках эвакуировать папанинцев. Однако льдины ломались ежечасно. Для спасения станции были направлены три подводные лодки Северного флота. Страна делала все возможное.

И тут вспомнили о дирижаблях, которым не требовалась посадочная площадка, они могли спуститься в нужное место и лебедкой поднять на борт людей и оборудование. Энтузиастов этого вида воздухоплавания было немало. В 1930 году Осоавиахим построил первый небольшой дирижабль. В московском авиационном институте открыли дирижаблестроительный факультет, где собрались энтузиасты и страстные поклонники нового направления в воздухоплавании. В Советский Союз была приглашена группа итальянских дирижаблестроителей во главе с прославленным Умберто Нобиле. Для специалистов по Арктике это человек-легенда. Пять лет он помогал нам строить дирижабли, «...пребывание в России принадлежит к счастливейшим периодам моей достаточно трудной жизни», - скажет он спустя много лет.

Потом появилась и целая эскадрилья дирижаблей. Построили большой, дирижабль « СССР В-6 Осоавиахим». Через несколько дней этот дирижабль должен был открыть пассажирскую трассу Москва - Новосибирск». Но тут понадобилась помощь папанинцам. Стометровая резиновая гондола была наполнена 20 тысячами кубометров водорода, три мотора имели общую мощность 810 л.с. С их помощью можно было развивать скорость до 100 км в час. Шесть тонн горючего было залито в восемнадцать баков, подвешенных к гондоле. Погружен трехмесячный запас продовольствия, комплекты теплой одежды, палатки, другое необходимое снаряжение.





Вторым командиром был назначен наш земляк, уроженец села Верхнее Санчелеево Иван Васильевич Паньков. Родился он в большой многодетной семье Василия Сергеевича и Матрены Ефимовны Паньковых в 1904 году. Окончил начальную школу, работал пастушонком. А дальше - типичнейшая судьба деревенского паренька. В голод 1921 года в поисках пропитания семья двинулась в Сибирь, говорят, «там был хлеб, и даже ступицы колес смазывали сливочным маслом». Ваня застрял в Иванове, работал там смазчиком на ткацкой фабрике, учился на рабфаке, а потом в Московском авиационном институте.

Его друг и участник совместных полетов В. Устинович вспоминал: «С 1931 года вместе с молодым студентом Ваней Паньковым учился в Московском авиационном институте. В нашей группе он был самым серьезным. Упорно и настойчиво овладевал сложной авиационной наукой, а когда организовалась группа будущих командиров дирижаблей, он одним из первых попросился в неё».

Профессиональное мастерство Ивана Васильевича росло. В 1933 году дирижабль « СССР В-1» под его командованием выполнял ответственное задание на Черном море во взаимодействии с военными моряками. В 1934 году участвовал в героической эпопее по спасению челюскинцев.

Это славная страница нашей истории. Тогда в Чукотском море был раздавлен льдами пароход «Челюскин», везший на полярные станции смены зимовщиков. 104 человека, среди них несколько женщин и детей, оказались на дрейфующей льдине. Вся страна тогда переживала за них, были предприняты все меры по оказанию им помощи. К берегам Чукотки направлялись ледоколы, самолеты, дирижабли. Но со своим дирижаблем Паньков застрял в Беринговом проливе на пароходе «Смоленск». Челюскинцев тогда сняли с льдины летчики Ляпидевский, Слепнев, Молоков, Каманин, Доронин, Водопьянов, Леваневский - первые Герои Советского Союза.

Небыло человека, который бы тогда не знал их имена. В наше довольно-таки меркантильное время как-то непривычно звучит установленная для первых Героев Советского Союза льгота: им разрешалось садиться в трамвай через переднюю площадку. Боюсь, что те, кто сегодня придерживается поговорки: «Бесплатно даже маму не целуют», этого не поймут.

В 1936 году дирижабль Панькова «СССР В-6» установил мировой рекорд продолжительности полета. Более пяти суток в воздухе без посадки, тысячи километров пути, 130 часов полета без пополнения горючим - такого не удавалось не одному самолету или дирижаблю, ни знаменитому норвежскому «Норге», ни английскому Р-34, ни немецкому Цеппелину-127.

5 февраля 1938 года в совершенно нелетную погоду экипаж дирижабля «В-6» в составе 19 человек взял курс из Подмосковья на Мурманск и далее на Северный полюс. По всей трассе полета синоптики фиксировали штормовой ветер, циклоны, но надо было спасать людей. И такая нелетная погода сопровождала их до самого Петрозаводска. Перед Мурманском на вахту встали Иван Паньков и четвертый помощник командира Виктор Йочекин. Дело в том, что дирижаблем одному управлять было невозможно. Один стоял у штурвала, не давая кораблю рыскать вверх-вниз, а второй пилот управлял, не давая ему уходить вправо-влево.

Погода вновь стала портиться. От густого тумана становилось темно. Летели на низкой высоте, выше поднимешься — начинается обледенение. Вот вспоминает о заключительной части полета инженер дирижабля Владимир Устинович: «Работа экипажа в воздухе шла хорошо. Материальная часть, двигатели работали отлично, как всегда, через каждые два часа сменялись с вахты. Наступила ночь, видимости никакой. Иногда просматривались сквозь хлопья густого снега огоньки на земле. Ориентироваться в полете было очень трудно. Иван Васильевич Паньков все время находился в командирской рубке. Около девяти часов вечера почувствовали сильный толчок, глухой взрыв, увидели море огня. Едкий дым заполнил нашу кабину, пассажирское помещение.

Не долетев 18 км до Кандалакши, дирижабль врезался в гору, которая не была обозначена на карте. От искры - взрыв, водород и огонь, страшнее не придумаешь. Погибло 13 человек, в том числе и Иван Паньков, а через два месяца у него родился сын — Ваня.

Страна прощалась с погибшими героями в Колонном зале Дома Союзов. Через две недели после гибели дирижабля четверку отважных папанинцев сняли с льдины экипажи ледоколов «Таймыр» и «Мурман».

Вольно или невольно иногда закрадывалась мысль: а нужно ли было погибать 13 человекам ради спасения четырех? Сын Панькова, журналист Иван Иванович, спустя 30 лет после гибели отца говорил: « Советские люди всегда придут на помощь своим товарищам. Они будут делать все и, если надо, отдадут свои жизни, чтобы помочь в беде. Это формула нашей жизни. Тринадцать и четыре... Тринадцать погибли, торопясь помочь четырем на льдине. Среди погибших и мой отец. И мы, молодые, если возникнут такие обстоятельства, сделаем все ради спасения людей... Такова формула жизни советского человека». Когда вы будете на старом участке Новодевичьего кладбища, подойдите к монастырской стене, где установлено надгробие отважным аэронавтам, поклонитесь и знайте, что здесь покоится прах и нашего земляка Ивана Васильевича Панькова.

Началась Великая Отечественная война, В 1941 году ушли на фронт из села 447 мужчин, а вернулось 147. Это было самое сильное испытание для всей страны и для нашего села. Нашей гордостью стал фронтовик Савельев Виктор Егорович, 1925 года рождения. Ушел на фронт в 1941 году добровольцем. Стал сержантом и командиром миномётного расчета под командованием генерала Чуйкова. В составе 62 Армии Савельев держал оборону Сталинграда. «Это был просто кошмар», - вспоминает Виктор Егорович. Сутки длились со стороны немцев артподготовки и психические атаки. Был ранен в бою, госпиталь и снова в бой под Прохоровку, где лоб в лоб шли танки, горела земля, техника, люди... Потом участвовал в боях за освобождение Румынии и Венгрии.

Закончил путь в Чехословакии встречей с американскими союзниками. К этому времени он уже был лейтенантом с боевыми наградами: орденом Красной Звезды, медалью «За Отвагу», орденом Отечественной войны, медалями «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта» и др.

В Книге Памяти в библиотеке есть сведения о фронтовике-разведчике Ведяшеве Василии Алексеевиче. Служил в стрелковой части на северо-западном фронте в городе Старая Русса. Был ранен, потом опять на фронт. Три раза приводил «языка». Довелось послужить сапером. Освобождал Ельню, Каунас, Вильнюс, Минск. Возводил мосты через Неман, разминировал минные поля. Дошел до Берлина. Награжден орденами Славы П и Ш степени и орденом Красной Звезды, орденом Великой Отечественной войны и многими медалями.

Помнят в селе и подвиг нашего земляка Петра Якушева — лейтенанта-танкиста, который командовал танковым взводом в YГвардейской танковой армии. Погиб геройски за город Вильнюс против идущих в контратаку колонн фашистских танков. В самом городе с узенькими улицами взвод уничтожил 2 танка, 8 орудий, 7 минометов, захватил в плен 70 немцев. За что был представлен к ордену Боевого Красного Знамени, но получить его не смог, так как погиб за литовский город Раейнян.

Много героев вернулось в село с орденами и медалями. Это Елисеев М.Г., воевал моряк на востоке;

Потапов Иван Павлович - сапёр с первого дня войны; .

Верясов Сергей Иванович — в 1938 году воевал в Монголии, в 1939-40 годах воевал с финнами, в 1942 году под Харьковом был тяжело ранен, потерял правую руку;

Горюнов Иван Сергеевич — бывший сержант, помощник командира взвода, прошел всю войну. Награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды, медалью «За Отвагу», « За боевые заслуги».

Панькин А.П — участник двух войн, награжден орденом Отечественной войны, медалями «За Отвагу», «За взятие Берлина» и др. Дошел до Берлина, оставил свой автограф на Рейхстаге. Инвалид Великой Отечественной войны, вырастил 7-х детей.

Трудно было и в тылу. В селе остались только женщины. Лето 1941 года выдалось урожайным. На уборку хлеба вышли все от мала от до велика. Хлеб жали серпами, но убрали все с полей в срок. Зима выдалась холодной и суровой. Менялись председатели колхозов и сельского Совета - добровольно рвались на фронт. В 1942 году проводили военный заем. Село собрало для фронта подарки: варежки, кисеты, носовые платки, носки, махорку, сухари... Самыми трудолюбивыми были отмечены сельчане: Лысенкова Мария Ивановна, Витяева Варвара Ивановна, Фомина Анастасия, Симдянова Дарья, Паняева Елизавета. Большой вклад внесла Илякина Екатерина Ивановна. Она была бригадиром, агрономом, депутатом сельского Совета. Позже она более 10 лет проработала в сельской библиотеке.

После ухода на фронт мужчин женщины учились работать на тракторах. Выбирали самых лучших. Работали на полях с утра до ночи. Женская тракторная бригада: Часова Мария Григорьевна, Козненкова Клавдия Васильевна, Икомасова Пелегая Григорьевна, Жирнова Клавдия Васильевна, Гаврилова Надежда Григорьевна.

В 1945 году стали возвращаться мужчины в село. Постепенно жизнь стала налаживаться

Но 1946 год был неурожайным. Приходилось питаться даже желудями. Борьба шла за каждый колосок.

В 1947-48 г.г. урожай, наконец, уродился - 7, 8 ц с га. Отличились звенья Лобгаевой, Илякиной, которые получили со своих полей более 9 ц с га. В звене было 15 человек.

В эти же годы район давал разнарядки на лошадей и людей на повадку леса в Бахилово и Узкжовона 15 дней.

Начали постройку клуба, свинарника.

В 1951 году вновь выдался хороший урожай. Колхозники получили по 1 кг пшеницы на трудодень.

В 1950-52 г. в хозяйство поступила новая техника. Прошла реорганизация колхозов. 3 колхоза реорганизовали в один «Правда». Председателем этого колхоза стал фронтовик Макаров Николай Михайлович - бывший мичман боевого корабля Тихоокеанского флота. 30 лет руководил Николай Михайлович крупным колхозом. Он не кончал институтов, но постоянно занимался самообразованием, изучал специальную литературу, советовался с опытными людьми, своим умом доходил до всех премудростей хлеборобства. Сплотил тружеников земли, чтобы с их помощью и поддержкой преобразовать облик села, добиться самых высоких в районе урожаев. В бытность его председательства, колхоз «Правда» из года в год больше всех в районе сдавал государству отборного зерна — в среднем по 10 000 тонн. Всегда старался быть первым в селении, участвовал в движении за высокую культуру земледелия. В хозяйстве стали собирать по 30-40 ц с га. За это и был награжден Золотой Звездой Героя Социалистического труда и орденом Ленина.

Он работал для народа не щадя ни себя, ни других людей, не замечая смены дня и ночи всё отдавая правдинским полям и Его Величеству Хлебу, Людям. Он был строг, но справедлив. Был награжден 4 раза орденами Трудового Красного Знамени и многими медалями. ВДНХ.

Ещё больше раскрывает личность Макарова Н.М. рассказ-воспоминание Купцова Б.Т. - главного редактора районной газеты «Старополь-на-Волге»:

«Фигура его была заметной во всех отношениях. Двухметрового роста, богатырского телосложения. Почти шаляпинский бас. Сильный, твёрдый характер. Уверенный в себе.

В молодости в годы Великой Отечественной войны Макаров служил мичманом на боевом корабле в составе отдельного артдивизиона Тихоокеанского флота. Он был по-русски широк и красив во всем: в работе — от зари до зари, не замечая смены дня и ночи, не щадя ни себя, ни других; в постижении крестьянской мудрости, хлеборобской науки; в дружеском застолье и в русской песне, которую любил всей душой; в мужской дружбе и в.любви к родному селу Верхнее Санчелеево, к людям, с которыми свела его судьба.

Простой электромонтер. Не имевший не то что высшего, но даже и средне-специального образования, закончивший лишь двухгодичные курсы председателей, Макаров стал руково­дителем одного из самых крупных не только в Ставропольском районе, но и в самарской губернии колхозов, который возглавлял 30 лет. И сделал «Правду» сильным, преуспевающим колхозом, с мощной материально-технической базой, оснащенным современным комбайновым парком, с развитой социальной сферой и крепкой экономикой.

Электромонтер, крестьянский сын, хлебороб-самоучка Макаров своим природным умом и упорством в самообразовании познал все премудрости хлеборобского дела. В его доме в Верхнем Санчелеево сохранилась библиотека, которую он собирал всю жизнь, и где наряду с десятками книг по сельскохозяйственным наукам многие полки в книжных шкафах заняты художественной литературой, поэзией, книгами его любимых русских писателей Шолохова, Алексеева.

Колхозный председатель, он мог часами говорить не только о физиологии растений, о злаках и земле, но и об искусстве, музыке, литературе. В его доме бывали в гостях доктора сельскохозяйственных наук, видные ученые, писатели. Ходили на рыбалку, до которой он сам был большой охотник.

...Он родился 8 декабря 1917 года. В 33-м окончил неполную среднюю школу, затем годичную школу ФЗУ, где и получил специальность электромонтера.

С 38-по 46-й служба на Тихоокеанском флоте. Демобилизовавшись, Макаров приезжает в родное село Верхнее Санчелеево Ставропольского района. Работает в колхозе.

3 февраля 1948 года сельчане избирают молодого флотского парня председателем колхоза им. Молотова. Через три года колхоз направляет его в Куйбышев на учебу в среднюю сельскохозяйственную школу по подготовке председателей, где он получает специальность младшего агронома.

В 1953 году Макаров становится председателем колхоза «Путь к социализму», который потом объединится с еще тремя колхозами - им. Молотова, «Искра Ленина» и им. Калинина. Вновь образованное крупное хозяйство называют колхозом «Правда», которым и руководил Макаров в течение 30 лет.

Макаров и колхоз «Правда» - это особая строка в летописи Ставропольского района 60-х годов. Приняв слабые, едва сводившие концы с концами хозяйства, Макаров благодаря своему упорству и настойчивости, постоянному поиску новых сортов, передовой рискованности, но впоследствии вполне оправданным нововведениям, сумел за несколько лет поднять крупный колхоз «Правда» до таких высот, которые до него казались недостижимыми.

В сравнительно короткий срок «Правда» стала крупным производителем хлеба, пройдя путь урожайности в 9-10 центнеров с га до 20-25 центнеров и выше.

Впечатляют масштабы производства основных видов продукции колхоза «Правда» в период макаровского правления и в годы, когда Николай Михайлович уйдя на заслуженный отдых, передал дело своему ученику Василию Илякину.

«Правда» ежегодно засыпала в закрома государства, как тогда писали газеты, 10-12 тонн зерна высокого качества, то есть десятую часть районного каравая.

В наиболее благоприятные для возделывания зерновых культур годы в «Правде» собирали на круг более 30 центнеров: в 1978 и 1984 годах - по 34.7 центнера.

При Макарове в колхозе был построен и пущен на проектную мощность в 1976 году молочный комплекс на 1200 коров. Ещё более 600 буренок содержалось на молочной ферме в селе Лопатино. Таким образом, всего в колхозе «Правда» в те года дойный гурт насчитывал аж 1940 коров, а всё стадо — 4200 голов крупного рогатого скота.

Каждый день их «Правды» уходили в Тольятти на молкомбинат два «Камаза»», доставляя ежесуточно по 22 тонны правдинского молочка. Ну а за год выходило 5500 тонн молока и 350 тонн мяса.

При Макарове в Верхнем Санчелеево были построены типовая средняя школа, Дом культуры, восьмилетняя школа в Лопатино — за счет средств колхоза, детский сад «Соколёнок».

Макарова интересовали не только производство, но и быт сельчан, культура села. Санчелеевцы вспоминают, как он буквально заставил, убедил колхозников в те далекие годы перекрыть свои дома шифером, огородить подворье красивой изгородью, заняться озеленением.

Много лет назад на месте села Верхнее Санчелеево росли пышные леса. Через эти леса протекала большая река Соколка.

Наше село существует свыше 300 лет. Первыми поселенцами были люди из Пензы. Их было 10 семей (мордва). Они поселились на берегу реки Соколки. Постепенно стали селиться и русские. На северо-западе жили мордва, на юго-востоке — русские.

Люди жили в маленьких домиках, покрытых соломой. Село стали называть по имени реки Соколки. Леса постепенно вымирали, много вырубалось на дома и дрова. Река стала мелеть, но село развивалось и крепло. Первым старостой села был Гришин М.М.; полицейский -Яшаркин Пётр.

Самым богатым в селе до революции 1917 года был купец Федулов, который имел несколько магазинов. Простой же крестьянин арендовал землю у богатых и платил 30 рублей за десятину. Некоторые крестьяне имели свою землю. Эта земля называлась « душевым наделом». За неё платили от 3 до 7 рублей.

В селе была деревянная церковь, которую в 1896 году решили заменить каменной. Новую церковь строили в течение 10 лет. На её постройку и поповский дом ушло 1 600 000 кирпичей. Строили церковь на деньги сельчан.

До революции в селе было 2 школы: земская и церковно-приходская. Учителями в них были И.С. Николаев и В.Я- Ямбикова. Обучение в обеих школах было 3-х летним. В классе обучалось по 25-30 человек. После событий 1917 года в селе организовали Сельский Совет во главе с Матановым Андреем, а весной крестьянам делили землю. Но в Гражданскую опять губернию оккупировали белочехи. В селе находился отряд красноармейцев. Все сельчане ходили посмотреть на чудные пушки. Долго отряд отбивался от белочехов, которые наступали из Нижнего Санчелеева, но силы были не равные и отряд отступил в Мелекесс.

Начался набор в белочешскую армию. Но сельчане постоянно срывали эту кампанию. В октябре 1918 года был освобожден Ставрополь от интервентов, и в село вернулась Советская власть. Председателем Сельского Совета остался Матанов. Большую помощь ему оказывали коммунисты Буцаев Михаил Гаврилович, Ведяшев Михаил Егорович.

В 1918 -1919 г.г. был создан «Комитет бедноты», который через сельскохозяйственный банк помогал крестьянам в приобретении скота и сельскохозяйственного орудия. Возглавлял этот комитет Карандышев Г.И.

В 1919 году село пережило движение «Чапанка». Вооруженная толпа со стороны Нижнего Санчелеева ходила по домам, собирала себе силы на подавление революции. Сельский Совет был разрушен, коммунистов Буцаева и Матанова приговорили к смерти. Весть о казни разлетелась быстро по селу. На деревенскую площадь стекалась вся деревня. Спасли несчастных сами сельчане. В самый последний момент, когда они прощались с жизнью, из толпы вышел Варламов Иван Иванович и закричал: «Братцы! Не надо их убивать! Они же народом избраны!» И здесь толпа взорвалась. Все дружно защищали коммунистов, некоторые готовы были умереть вместе с ними. Приговор отменили, и позже люди увидели, что Матанов поседел. Ведяшев участвовал в подавлении мятежа и был убит в селе Узюково. " Коллективизация в селе проходила в ожесточенной борьбе с кулаками. До революции было не мало крупных хозяйств, имеющих большие участки земли: Федулов А., Асташкин, Басаев, Корчагин и другие. Они всячески сопротивлялись новой власти и её законам. В 1929 году был подожжен дом Вечканова Дмитрия Николаевича, потом в него стреляли из ружья.

Коллективизация в нашем селе прошла в 1929 году. Уполномоченным райкома в нашем селе был Воронков Андрей Федорович - 25-тысячник. Прошло три бурных собрания, пока не организовали колхоз «Путь к социализму» и главой колхоза не избрали Голованова Евгения Андреевича. Весной 1930 года было уже 750 хозяйств.

В 1933 году колхоз разделился на два колхоза: «Путь социализма» (мордва) и «Молотова» (русские). Возглавили их соответственно - Вечканов Д.И. и Воронков А.Ф. В посёлке Вечкановка Верхне-Санчелеевского сельского Совета был образован колхоз «Искра Ленина», Самым тяжелым годом для колхозов был 1933 год - голодный год. Много скота, лошадей погибло от бескормицы.

В 1931-1932 г.г. в село пришли трактора из Америки и два автомобиля ГАЗ. В 1937 году-самые богатые урожаи - по 15 кг выдавалось на трудодень.

Вечером 22 июня 1941 года пошёл сильный дождь, сельчане отдыхали после трудового дня. В окно Ведяшевых постучали: «Бери военный билет, война!» Это слово поразило как молния. А до этих грозных дней село Верхнее Санчелеево прославил пилот дирижабля «СССР В-6» Иван Паньков, который со своими товарищами собирался спасти 4-х папанинцев на дрейфующей станции «Северный полюс». Девять месяцев ветры и течение носило по Северному Ледовитому океану льдину с исследователями и учеными, которые изучали Северный полюс. Льдина трескалась и ученые были в опасности. Самолеты были бессильны в этих условиях и тогда решили послать дирижабль. До конца боролись со стихией отважные спасатели. Но дирижабль улетел и разбился, среди комсомольцев-дирижаблистов был и наш земляк Иван Паньков — упорный, упрямый, самозабвенный, невероятно трудолюбивый.

«Советские люди всегда придут на помощь своим товарищам, они будут делать все, если надо — отдадут свои жизни, чтобы помочь в беде», - писал Паньков.

В селе помнят отважных ребят, мужчин. Их фамилиями названы улицы села — улица Вечканова и улица Ведяшева. А наша средняя школа носит имя Ивана Панькова. Здесь оформлен музей, посвященный ему.

Сейчас мы настолько привыкли к космическим полетам, что даже забываем, какой корабль и кто из космонавтов находится в данное время на орбите. В тридцатые годы освоение воздушного пространства было у всех на устах, и если сейчас каждый школьник знает слово «космонавт», то в тридцатые годы говорили «аэронавт», что значит «воздухоплаватель». Валерий Чкалов был национальным героем, летчики — самыми привилегированными
членами общества, у них была самая красивая форма, а курсанты авиационных училищ считались самыми завидными женихами. Словом, как в песнях: «Первым делом - самолеты» или «А вместо сердца - пламенный мотор». :;

В 1937 году наша страна установила в Центральной Арктике дрейфующую станцию « Северный полюс». Девять месяцев советские люди, прильнув к примитивным приемникам, внимательно следили за работой четверки полярников: начальника станции Ивана Папанина, гидробиолога Петра Ширшова, магнитолога Евгения Федорова и радиста Эрнста Кренкеля.

1 февраля 1938 года Папанин радировал: «В результате шестидневного шторма в 8 часов утра в районе станции льдину разорвало трещинами от полметра до пяти. Находимся на обломке поля длиной 300 шириной 200 метров. Отрезаны две базы, даже технический склад с второстепенным имуществом. Из затопленного хозяйственного склада все спасено.

Наметилась трещина под жилой палаткой. Будем переселяться в снежный дом. Координаты сообщу дополнительно...»

8 февраля со станции «Северный полюс» приходит новая радиограмма: «В районе станции продолжает разламывать обломки полей протяжением не более 70 м. трещины от 1 до 5 метров, разводья до 50. Льдины взаимно перемещаются. До горизонта лед 9 баллов. В пределах видимости посадка самолета невозможна. Живем в шелковой палатке на льдине 50 на 30 метров...»

Положение становилось угрожающим. Для спасения папанинцев была создана специальная правительственная комиссия во главе с А. Микояном. Чтобы снять героев с льдины, направили мотопарусную шхуну «Мурманец», ей в помощь направили самые мощные в ту пору ледоколы «Таймыр» и «Ермак». Были привлечены лучшие полярные летчики, но что смогут самолеты? Сесть на большую соседнюю льдину и на резиновых байдарках эвакуировать папанинцев. Однако льдины ломались ежечасно. Для спасения станции были направлены три подводные лодки Северного флота. Страна делала все возможное.

И тут вспомнили о дирижаблях, которым не требовалась посадочная площадка, они могли спуститься в нужное место и лебедкой поднять на борт людей и оборудование. Энтузиастов этого вида воздухоплавания было немало. В 1930 году Осоавиахим построил первый небольшой дирижабль. В московском авиационном институте открыли дирижаблестроительный факультет, где собрались энтузиасты и страстные поклонники нового направления в воздухоплавании. В Советский Союз была приглашена группа итальянских дирижаблестроителей во главе с прославленным Умберто Нобиле. Для специалистов по Арктике это человек-легенда. Пять лет он помогал нам строить дирижабли, «...пребывание в России принадлежит к счастливейшим периодам моей достаточно трудной жизни», - скажет он спустя много лет.

Потом появилась и целая эскадрилья дирижаблей. Построили большой, дирижабль « СССР В-6 Осоавиахим». Через несколько дней этот дирижабль должен был открыть пассажирскую трассу Москва - Новосибирск». Но тут понадобилась помощь папанинцам. Стометровая резиновая гондола была наполнена 20 тысячами кубометров водорода, три мотора имели общую мощность 810 л.с. С их помощью можно было развивать скорость до 100 км в час. Шесть тонн горючего было залито в восемнадцать баков, подвешенных к гондоле. Погружен трехмесячный запас продовольствия, комплекты теплой одежды, палатки, другое необходимое снаряжение.





Вторым командиром был назначен наш земляк, уроженец села Верхнее Санчелеево Иван Васильевич Паньков. Родился он в большой многодетной семье Василия Сергеевича и Матрены Ефимовны Паньковых в 1904 году. Окончил начальную школу, работал пастушонком. А дальше - типичнейшая судьба деревенского паренька. В голод 1921 года в поисках пропитания семья двинулась в Сибирь, говорят, «там был хлеб, и даже ступицы колес смазывали сливочным маслом». Ваня застрял в Иванове, работал там смазчиком на ткацкой фабрике, учился на рабфаке, а потом в Московском авиационном институте.

Его друг и участник совместных полетов В. Устинович вспоминал: «С 1931 года вместе с молодым студентом Ваней Паньковым учился в Московском авиационном институте. В нашей группе он был самым серьезным. Упорно и настойчиво овладевал сложной авиационной наукой, а когда организовалась группа будущих командиров дирижаблей, он одним из первых попросился в неё».

Профессиональное мастерство Ивана Васильевича росло. В 1933 году дирижабль « СССР В-1» под его командованием выполнял ответственное задание на Черном море во взаимодействии с военными моряками. В 1934 году участвовал в героической эпопее по спасению челюскинцев.

Это славная страница нашей истории. Тогда в Чукотском море был раздавлен льдами пароход «Челюскин», везший на полярные станции смены зимовщиков. 104 человека, среди них несколько женщин и детей, оказались на дрейфующей льдине. Вся страна тогда переживала за них, были предприняты все меры по оказанию им помощи. К берегам Чукотки направлялись ледоколы, самолеты, дирижабли. Но со своим дирижаблем Паньков застрял в Беринговом проливе на пароходе «Смоленск». Челюскинцев тогда сняли с льдины летчики Ляпидевский, Слепнев, Молоков, Каманин, Доронин, Водопьянов, Леваневский - первые Герои Советского Союза.

Небыло человека, который бы тогда не знал их имена. В наше довольно-таки меркантильное время как-то непривычно звучит установленная для первых Героев Советского Союза льгота: им разрешалось садиться в трамвай через переднюю площадку. Боюсь, что те, кто сегодня придерживается поговорки: «Бесплатно даже маму не целуют», этого не поймут.

В 1936 году дирижабль Панькова «СССР В-6» установил мировой рекорд продолжительности полета. Более пяти суток в воздухе без посадки, тысячи километров пути, 130 часов полета без пополнения горючим - такого не удавалось не одному самолету или дирижаблю, ни знаменитому норвежскому «Норге», ни английскому Р-34, ни немецкому Цеппелину-127.

5 февраля 1938 года в совершенно нелетную погоду экипаж дирижабля «В-6» в составе 19 человек взял курс из Подмосковья на Мурманск и далее на Северный полюс. По всей трассе полета синоптики фиксировали штормовой ветер, циклоны, но надо было спасать людей. И такая нелетная погода сопровождала их до самого Петрозаводска. Перед Мурманском на вахту встали Иван Паньков и четвертый помощник командира Виктор Йочекин. Дело в том, что дирижаблем одному управлять было невозможно. Один стоял у штурвала, не давая кораблю рыскать вверх-вниз, а второй пилот управлял, не давая ему уходить вправо-влево.

Погода вновь стала портиться. От густого тумана становилось темно. Летели на низкой высоте, выше поднимешься — начинается обледенение. Вот вспоминает о заключительной части полета инженер дирижабля Владимир Устинович: «Работа экипажа в воздухе шла хорошо. Материальная часть, двигатели работали отлично, как всегда, через каждые два часа сменялись с вахты. Наступила ночь, видимости никакой. Иногда просматривались сквозь хлопья густого снега огоньки на земле. Ориентироваться в полете было очень трудно. Иван Васильевич Паньков все время находился в командирской рубке. Около девяти часов вечера почувствовали сильный толчок, глухой взрыв, увидели море огня. Едкий дым заполнил нашу кабину, пассажирское помещение.

Не долетев 18 км до Кандалакши, дирижабль врезался в гору, которая не была обозначена на карте. От искры - взрыв, водород и огонь, страшнее не придумаешь. Погибло 13 человек, в том числе и Иван Паньков, а через два месяца у него родился сын — Ваня.

Страна прощалась с погибшими героями в Колонном зале Дома Союзов. Через две недели после гибели дирижабля четверку отважных папанинцев сняли с льдины экипажи ледоколов «Таймыр» и «Мурман».

Вольно или невольно иногда закрадывалась мысль: а нужно ли было погибать 13 человекам ради спасения четырех? Сын Панькова, журналист Иван Иванович, спустя 30 лет после гибели отца говорил: « Советские люди всегда придут на помощь своим товарищам. Они будут делать все и, если надо, отдадут свои жизни, чтобы помочь в беде. Это формула нашей жизни. Тринадцать и четыре... Тринадцать погибли, торопясь помочь четырем на льдине. Среди погибших и мой отец. И мы, молодые, если возникнут такие обстоятельства, сделаем все ради спасения людей... Такова формула жизни советского человека». Когда вы будете на старом участке Новодевичьего кладбища, подойдите к монастырской стене, где установлено надгробие отважным аэронавтам, поклонитесь и знайте, что здесь покоится прах и нашего земляка Ивана Васильевича Панькова.

Началась Великая Отечественная война, В 1941 году ушли на фронт из села 447 мужчин, а вернулось 147. Это было самое сильное испытание для всей страны и для нашего села. Нашей гордостью стал фронтовик Савельев Виктор Егорович, 1925 года рождения. Ушел на фронт в 1941 году добровольцем. Стал сержантом и командиром миномётного расчета под командованием генерала Чуйкова. В составе 62 Армии Савельев держал оборону Сталинграда. «Это был просто кошмар», - вспоминает Виктор Егорович. Сутки длились со стороны немцев артподготовки и психические атаки. Был ранен в бою, госпиталь и снова в бой под Прохоровку, где лоб в лоб шли танки, горела земля, техника, люди... Потом участвовал в боях за освобождение Румынии и Венгрии.

Закончил путь в Чехословакии встречей с американскими союзниками. К этому времени он уже был лейтенантом с боевыми наградами: орденом Красной Звезды, медалью «За Отвагу», орденом Отечественной войны, медалями «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта» и др.

В Книге Памяти в библиотеке есть сведения о фронтовике-разведчике Ведяшеве Василии Алексеевиче. Служил в стрелковой части на северо-западном фронте в городе Старая Русса. Был ранен, потом опять на фронт. Три раза приводил «языка». Довелось послужить сапером. Освобождал Ельню, Каунас, Вильнюс, Минск. Возводил мосты через Неман, разминировал минные поля. Дошел до Берлина. Награжден орденами Славы П и Ш степени и орденом Красной Звезды, орденом Великой Отечественной войны и многими медалями.

Помнят в селе и подвиг нашего земляка Петра Якушева — лейтенанта-танкиста, который командовал танковым взводом в YГвардейской танковой армии. Погиб геройски за город Вильнюс против идущих в контратаку колонн фашистских танков. В самом городе с узенькими улицами взвод уничтожил 2 танка, 8 орудий, 7 минометов, захватил в плен 70 немцев. За что был представлен к ордену Боевого Красного Знамени, но получить его не смог, так как погиб за литовский город Раейнян.

Много героев вернулось в село с орденами и медалями. Это Елисеев М.Г., воевал моряк на востоке;

Потапов Иван Павлович - сапёр с первого дня войны; .

Верясов Сергей Иванович — в 1938 году воевал в Монголии, в 1939-40 годах воевал с финнами, в 1942 году под Харьковом был тяжело ранен, потерял правую руку;

Горюнов Иван Сергеевич — бывший сержант, помощник командира взвода, прошел всю войну. Награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды, медалью «За Отвагу», « За боевые заслуги».

Панькин А.П — участник двух войн, награжден орденом Отечественной войны, медалями «За Отвагу», «За взятие Берлина» и др. Дошел до Берлина, оставил свой автограф на Рейхстаге. Инвалид Великой Отечественной войны, вырастил 7-х детей.

Трудно было и в тылу. В селе остались только женщины. Лето 1941 года выдалось урожайным. На уборку хлеба вышли все от мала от до велика. Хлеб жали серпами, но убрали все с полей в срок. Зима выдалась холодной и суровой. Менялись председатели колхозов и сельского Совета - добровольно рвались на фронт. В 1942 году проводили военный заем. Село собрало для фронта подарки: варежки, кисеты, носовые платки, носки, махорку, сухари... Самыми трудолюбивыми были отмечены сельчане: Лысенкова Мария Ивановна, Витяева Варвара Ивановна, Фомина Анастасия, Симдянова Дарья, Паняева Елизавета. Большой вклад внесла Илякина Екатерина Ивановна. Она была бригадиром, агрономом, депутатом сельского Совета. Позже она более 10 лет проработала в сельской библиотеке.

После ухода на фронт мужчин женщины учились работать на тракторах. Выбирали самых лучших. Работали на полях с утра до ночи. Женская тракторная бригада: Часова Мария Григорьевна, Козненкова Клавдия Васильевна, Икомасова Пелегая Григорьевна, Жирнова Клавдия Васильевна, Гаврилова Надежда Григорьевна.

В 1945 году стали возвращаться мужчины в село. Постепенно жизнь стала налаживаться

Но 1946 год был неурожайным. Приходилось питаться даже желудями. Борьба шла за каждый колосок.

В 1947-48 г.г. урожай, наконец, уродился - 7, 8 ц с га. Отличились звенья Лобгаевой, Илякиной, которые получили со своих полей более 9 ц с га. В звене было 15 человек.

В эти же годы район давал разнарядки на лошадей и людей на повадку леса в Бахилово и Узкжовона 15 дней.

Начали постройку клуба, свинарника.

В 1951 году вновь выдался хороший урожай. Колхозники получили по 1 кг пшеницы на трудодень.

В 1950-52 г. в хозяйство поступила новая техника. Прошла реорганизация колхозов. 3 колхоза реорганизовали в один «Правда». Председателем этого колхоза стал фронтовик Макаров Николай Михайлович - бывший мичман боевого корабля Тихоокеанского флота. 30 лет руководил Николай Михайлович крупным колхозом. Он не кончал институтов, но постоянно занимался самообразованием, изучал специальную литературу, советовался с опытными людьми, своим умом доходил до всех премудростей хлеборобства. Сплотил тружеников земли, чтобы с их помощью и поддержкой преобразовать облик села, добиться самых высоких в районе урожаев. В бытность его председательства, колхоз «Правда» из года в год больше всех в районе сдавал государству отборного зерна — в среднем по 10 000 тонн. Всегда старался быть первым в селении, участвовал в движении за высокую культуру земледелия. В хозяйстве стали собирать по 30-40 ц с га. За это и был награжден Золотой Звездой Героя Социалистического труда и орденом Ленина.

Он работал для народа не щадя ни себя, ни других людей, не замечая смены дня и ночи всё отдавая правдинским полям и Его Величеству Хлебу, Людям. Он был строг, но справедлив. Был награжден 4 раза орденами Трудового Красного Знамени и многими медалями. ВДНХ.

Ещё больше раскрывает личность Макарова Н.М. рассказ-воспоминание Купцова Б.Т. - главного редактора районной газеты «Старополь-на-Волге»:

«Фигура его была заметной во всех отношениях. Двухметрового роста, богатырского телосложения. Почти шаляпинский бас. Сильный, твёрдый характер. Уверенный в себе.

В молодости в годы Великой Отечественной войны Макаров служил мичманом на боевом корабле в составе отдельного артдивизиона Тихоокеанского флота. Он был по-русски широк и красив во всем: в работе — от зари до зари, не замечая смены дня и ночи, не щадя ни себя, ни других; в постижении крестьянской мудрости, хлеборобской науки; в дружеском застолье и в русской песне, которую любил всей душой; в мужской дружбе и в.любви к родному селу Верхнее Санчелеево, к людям, с которыми свела его судьба.

Простой электромонтер. Не имевший не то что высшего, но даже и средне-специального образования, закончивший лишь двухгодичные курсы председателей, Макаров стал руково­дителем одного из самых крупных не только в Ставропольском районе, но и в самарской губернии колхозов, который возглавлял 30 лет. И сделал «Правду» сильным, преуспевающим колхозом, с мощной материально-технической базой, оснащенным современным комбайновым парком, с развитой социальной сферой и крепкой экономикой.

Электромонтер, крестьянский сын, хлебороб-самоучка Макаров своим природным умом и упорством в самообразовании познал все премудрости хлеборобского дела. В его доме в Верхнем Санчелеево сохранилась библиотека, которую он собирал всю жизнь, и где наряду с десятками книг по сельскохозяйственным наукам многие полки в книжных шкафах заняты художественной литературой, поэзией, книгами его любимых русских писателей Шолохова, Алексеева.

Колхозный председатель, он мог часами говорить не только о физиологии растений, о злаках и земле, но и об искусстве, музыке, литературе. В его доме бывали в гостях доктора сельскохозяйственных наук, видные ученые, писатели. Ходили на рыбалку, до которой он сам был большой охотник.

...Он родился 8 декабря 1917 года. В 33-м окончил неполную среднюю школу, затем годичную школу ФЗУ, где и получил специальность электромонтера.

С 38-по 46-й служба на Тихоокеанском флоте. Демобилизовавшись, Макаров приезжает в родное село Верхнее Санчелеево Ставропольского района. Работает в колхозе.

3 февраля 1948 года сельчане избирают молодого флотского парня председателем колхоза им. Молотова. Через три года колхоз направляет его в Куйбышев на учебу в среднюю сельскохозяйственную школу по подготовке председателей, где он получает специальность младшего агронома.

В 1953 году Макаров становится председателем колхоза «Путь к социализму», который потом объединится с еще тремя колхозами - им. Молотова, «Искра Ленина» и им. Калинина. Вновь образованное крупное хозяйство называют колхозом «Правда», которым и руководил Макаров в течение 30 лет.

Макаров и колхоз «Правда» - это особая строка в летописи Ставропольского района 60-х годов. Приняв слабые, едва сводившие концы с концами хозяйства, Макаров благодаря своему упорству и настойчивости, постоянному поиску новых сортов, передовой рискованности, но впоследствии вполне оправданным нововведениям, сумел за несколько лет поднять крупный колхоз «Правда» до таких высот, которые до него казались недостижимыми.

В сравнительно короткий срок «Правда» стала крупным производителем хлеба, пройдя путь урожайности в 9-10 центнеров с га до 20-25 центнеров и выше.

Впечатляют масштабы производства основных видов продукции колхоза «Правда» в период макаровского правления и в годы, когда Николай Михайлович уйдя на заслуженный отдых, передал дело своему ученику Василию Илякину.

«Правда» ежегодно засыпала в закрома государства, как тогда писали газеты, 10-12 тонн зерна высокого качества, то есть десятую часть районного каравая.

В наиболее благоприятные для возделывания зерновых культур годы в «Правде» собирали на круг более 30 центнеров: в 1978 и 1984 годах - по 34.7 центнера.

При Макарове в колхозе был построен и пущен на проектную мощность в 1976 году молочный комплекс на 1200 коров. Ещё более 600 буренок содержалось на молочной ферме в селе Лопатино. Таким образом, всего в колхозе «Правда» в те года дойный гурт насчитывал аж 1940 коров, а всё стадо — 4200 голов крупного рогатого скота.

Каждый день их «Правды» уходили в Тольятти на молкомбинат два «Камаза»», доставляя ежесуточно по 22 тонны правдинского молочка. Ну а за год выходило 5500 тонн молока и 350 тонн мяса.

При Макарове в Верхнем Санчелеево были построены типовая средняя школа, Дом культуры, восьмилетняя школа в Лопатино — за счет средств колхоза, детский сад «Соколёнок».

Макарова интересовали не только производство, но и быт сельчан, культура села. Санчелеевцы вспоминают, как он буквально заставил, убедил колхозников в те далекие годы перекрыть свои дома шифером, огородить подворье красивой изгородью, заняться озеленением.
© 2019, Администрация сельского поселения Верхнее Санчелеево муниципального района Ставропольский Самарской области. При копировании материалов ссылка обязательна. Все права защищены.